Возврат товара: учет у покупателя и поставщика

При получении товара организация-покупатель должна тщательно осмотреть полученные ценности, провести внешний осмотр на наличие брака, неисправностей, повреждения упаковки, тары, непрезентабельный внешний вид. Кроме того, необходимо тщательно проверить сопровождающие товар документы, сверить данные, указанные в документах с фактически полученными ценностями. Проверить правильность заполнения документов, наличия счета-фактуры, если товар облагается НДС.

Если организацию-покупателя все устраивает, она принимает товар, если что-то не устраивает, то покупатель может его вернуть поставщику. Каким образом осуществляется возврат товара? Каковы особенности бухгалтерского учета возврата у обеих сторон сделки: поставщика и покупателя? Какие документы нужно оформить? Об этом мы поговорим ниже.

Документальное оформление возврата товара

Если организация-покупатель принимает решение вернуть товар поставщику, то он должен этот факт правильно оформить документально.

Если ненадлежащее качество товарных ценностей или неправильно оформленные документы обнаружены еще на стадии приемки, то покупатель составляет акт о расхождении, в котором изложить свои претензии поставщику и указать, что именно не устраивает. Для оформления можно воспользоваться существующей унифицированной формой ТОРГ-2 и заполнить данный документ нужно в присутствии лица, доставившего груз.

К акту о расхождении нужно приложить претензионное письмо, в котором покупатель излагает, что его не устроило и каких дальнейших действий он ожидает от поставщика (замена, возврат денег, если товар был оплачен).

Если документы оформляются в присутствии водителя-экспедитора или другого лица, доставившего груз, то документы передаются этому лицу вместе с товаром.

Если брак или несоответствие документальных и фактических данных выявлен позже, после отъезда водителя, то письмо-претензия вместе с приложенным актом направляется поставщику любым другим способом.

Бухгалтерский учет возврата у поставщика

Получив от покупателя претензию, поставщик должен произвести определенные действия. Вернуть товар или заменить его на качественный.

Прежде всего, нужно выяснить, поступила ли оплата от покупателя.

Если товар оплачен

Если покупатель возвращает оплаченный товар, то поставщик открывает счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором и будет учитываться полученная претензия.

Принятая претензия отражается с помощью проводки Д62 К76, проводка выполняется на сумму претензии, обозначенной покупателем.

Если замена товара не планируется, то необходимо выполнить проводки, нейтрализующие проводки, связанные с реализацией, выполненные при его отгрузке. Делается это с помощью операции «сторнирование», то есть выполняются все те же проводки на те же суммы, но они будут отниматься от выполненных ранее.

Например, если отгружен товар на сумму 118000 руб., в  том числе НДС 18000 руб., себестоимость 60000 руб., то проводки по реализации будут выглядеть следующим образом:

  • Д62 К90/1 на сумму 118000 – отражена выручка от продажи.
  • Д90/3 К68/НДС – начислен НДС с продажи.
  • Д90/2 К41 – списана себестоимость .

Подробнее о продаже товаров, готовой продукции можно прочитать здесь. Проводки по сторнированию продажи будут выглядеть таким же образом, только все суммы будут со знаком «-», то есть отниматься.

В результате этого продажа нейтрализуется, но так как покупатель товар оплатил, то у поставщика возникает задолженность перед покупателем. Поставщик деньги покупателю возвращает, это оформляется проводкой Д76 К51. Таким образом счет 76 закроется, продажа сторнируется, возврат товара покупателем оформлен.

Если товар не оплачен:

Если товар покупатель не успел оплатить, то поставщик просто выполняет проводки по сторнированию продажи и все. Счет 76 открывать не нужно.

Проводки при возврате товара от покупателя:

Дебет Кредит Наименование операции
90/2 41 Списана себестоимость товаров
62 90/1 Отражена выручка в связи с реализацией
90/3 68/НДС Начислен НДС с реализации
51 62 Получена оплата от покупателя
62 76 Принята претензия от поставщика в связи с возвратом товара
62 90/1 Операции по реализации сторнируются (отнимаются)
90/3 68/НДС
90/2 41
76 51 Возвращены деньги покупателю

 Бухгалтерский учет возврата товара у покупателя

Если организация не успела принять товар и поставить его на приход, то никаких проводок не выполнялось.

Если же организация приняла и оприходовала товарные ценности, да еще и оплатила их, то необходимо выполнить проводки, указанные ниже. О поступлении товара читайте здесь.

Если организация оплатила товар, то сумма претензии отражается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с помощью проводки Д76 К60. После чего выполняются проводки по сторнированию проводок, выполненных при поступлении товара.

Возврат денег от поставщика отражается с помощью проводки Д51 К76, тем самым счет 76 закрывается.

Проводки при возврате товара поставщику:

Дебет Кредит Наименование операции
41 60 Принят к учету товар от поставщика
19 60 Выделен НДС из стоимости товара
60 51 Перечислена оплата поставщику
76 60 Поставщиком принята претензия на возврат
41 60 Операции по оприходованию товара сторнируются (отнимаются)
90/2 41
51 76 Получены деньги от поставщика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2017 Buhs0.ru — Бухучет с нуля // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru