Оформление акта на списание ТМЦ
Рано или поздно каждая компания сталкивается с такой проблемой, как износ материальных ценностей и запасов. В соответствии с действующим законодательством, при возникновении такой проблемы руководство предприятия должно принять меры по снятию товарно-материальных ценностей с учета. Для осуществления этой процедуры необходимо составить специальный акт списания ТМЦ, который должен быть оформлен соответствующим образом, образец акта можно скачать внизу статьи.
Виды товарно-материальных ценностей
В зависимости от характера трудовой деятельности, компания может располагать следующими материалами:
- запасы;
- сырье;
- производство незавершенного типа;
- готовые изделия.
В большинстве случаев ТМЦ подлежат списанию по следующим причинам:
- износ;
- повреждение;
- передача сырья в сферу производства;
- снижение качества материалов;
- порча имущества с помощью воздействий различного характера;
- утрата своих основных свойств.
Вышеуказанный список может добавляться по инициативе руководства компании, а так же лиц, несущих ответственность за имеющиеся на предприятии материальные ценности. Учет ТМЦ считается не совсем выгодным для организации, потому как способствует увеличению расходов. Помимо этого долгое отсутствие списания товарно-материальных ценностей может рассматриваться как злоупотребление сотрудников, ответственных за их сохранность.
Особенности оформления акта списания ТМЦ
Законом не предусмотрена унифицированная форма бланка документа, поэтому он может быть составлен в свободном стиле.
Правильно оформленный акт списания должен содержать информацию следующего характера:
- наименование бумаги;
- дата и место создания;
- названия списываемых ценностей;
- инвентаризационный номер ТМЦ – при наличии;
- объем и стоимость списания материалов;
- дата приемки запасов;
- срок хранения – при необходимости;
- основания для списания ТМЦ;
- подписи лиц, составивших акт.
Если причиной повреждений материальных ценностей является воздействие сотрудника компании, руководство имеет право назначить ему штраф, которым он компенсирует ущерб. После ознакомления с актом в нем свои личные подписи оставляют все члены комиссии и руководитель предприятия.
Перед тем как руководящее лицо фирмы принимает решение о списании товарно-материальных ценностей, подтвердить необходимость этого действия должна специальная комиссия. Ее участники оценивают состояние предметов. В большинстве случаев членами комиссии является главный бухгалтер и другие сотрудники, несущие ответственность за материальные ценности компании.
Основными целями комиссии по списанию ТМЦ считаются:
- изучение состояния имущества;
- определение причин, по которым возникла необходимость списания материалов и товаров;
- установка виновных лиц, если повреждения имущества возникли по причине воздействия работников компании;
- заполнение акта списания;
- передача документа на утверждение к уполномоченному сотруднику;
- оценка стоимости товарно-материальных ценностей;
- мониторинг процесса утилизации.
Акт на списание ТМЦ – достаточно важный документ. На основании этой бумаги могут быть совершены следующие действия:
- отнесение установленной стоимости материальных ценностей на расходы в сфере производства;
- отправка на склад тех материалов, которые пригодны для использования в хозяйственных целях.
Следует отметить, что компания имеет право не составлять данный акт. В этом случае необходимо подготовить другую документацию – накладную или лимитно-заборную карту. При этом нужно учесть, что такие бумаги сотрудники налоговой службы будут проверять с особым вниманием, поэтому для снижения вероятности возникновения различных проблем, рекомендуется составить акт списания.
Образец оформления
Образец акта списания материальных ценностей, пришедших в негодность — скачать.