Электронные счета-фактуры

Налоговый кодекс РФ позволяет выставлять счета-фактуры не только в бумажном виде, но и в электронном. Контрагенты сами решают, каким образом они будут обмениваться документами. Право применять электронную документацию для направления входного «добавленного» налога к вычету закреплено в девятом пункте сто шестьдесят девятой статьи НК РФ.

Насколько это выгодно и удобно?

Электронные счета-фактуры удобны для обеих сторон. Продавцу нет нужды доставлять до клиента бумажный документ, тратя свое время и деньги, а покупатель получает нужный документ своевременно.

В электронном виде проще вносить изменения в счета-фактуры, исправлять, корректировать документ. Переделанный бланк счета-фактуры поступает покупателю в кратчайшие сроки. Электронные операции могут происходить почти мгновенно, что является существенным достоинством для сторон.

Вместе с тем есть и недостатки у электронного обмен счетами-фактурами. Сторонам нужно потратиться на оформление усиленной квалифицированной электронной подписи. Подготовиться технически к получению и передачи электронной документации, заключить договора с посредником, который возьмет на себя процедуру обмена, оплатить его услуги.

Изменения 2016 года

С апреля 2016 года в силу вступил Приказ Минфина №174н от 10 ноября 2015 года, который установил новые правила осуществления процедуры обмен электронными счетами-фактурами.

Этот документ определил порядок действий каждого участника электронного документооборота: продавца, покупателя и Оператора.

Актуальные формы электронных счетов фактур утверждены приказом №ММВ-7-6/93@ от 04.03.15. Данный приказ ФНС утвердил не только электронную форму стандартного счета-фактуры, но и его корректировочную форму.

Как перейти на электронные счета-фактуры?

Если два субъекта экономических отношений решают выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде, то нужно выполнить следующие шаги:

  1. Согласовать это в письменном виде;
  2. Подготовиться технически к приему и передаче электронных счетов-фактур;
  3. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП);
  4. Подобрать подходящего посредника – Оператора электронного документооборота;
  5. Заполнить и подать заявление на подключение к услугам Оператора;
  6. Заключить договор с Оператором;
  7. Получить от Оператора необходимые данные для подключения – параметры для доступа, идентификатор.

Образец соглашения

Два экономических субъекта – поставщик и клиент, должны договориться об электронном обмене счетами-фактурами. Электронная документация должна полностью заменить бумажную. Договариваться лучше не в словесной форме, а в письменной, чтобы не пришлось в будущем решать проблемы, связанные с недовольством одной из сторон.

Сторонам следует подписать соглашение об участии в электронном документообороте при передаче счетов-фактур. Содержание этого соглашения составляется в свободной форме, при этом в нем нужно указать следующие моменты:

  • Название бланка;
  • Дата и место составления;
  • Реквизиты сторон;
  • Подтверждение того, что стороны будут обмениваться счетами-фактурами в электронном виде;
  • Указание на то, что должно быть выполнено требование приказа №174н о подписании документов УКЭП;
  • Ссылки на законодательные документы, устанавливающие порядок взаимодействия сторон при электронном документообороте;
  • День вступления соглашения в силу;
  • Срок действия соглашения;
  • Подписи сторон, печати.

Текст составляется в свободной форме, для примера предлагаем скачать шаблон соглашения ниже.

Соглашение об обмене электронными счетами-фактурами образец – скачать.

Получение УКЭП

Приказ №174н определил, что подписывать счета-фактуры, извещения, уведомления, формируемые в ходе электронного обмена нужно именно усиленной квалифицированной электронной подписью.

Чтобы иметь возможность выполнить это требование Минфина, следует обратиться в специализированные компании, которые способны создать ключи электронных подписей и выдать квалифицированные сертификаты на них. Ориентироваться тут нужно на Федеральный закон №63-ФЗ от 6 апреля 2011 года.

Обычно счет-фактуру подписывает не только руководитель, но и главный бухгалтер (если он есть в компании), а также другие сотрудники. На всех лиц следует получить УКЭП. Кроме того, нужно выписать доверенность, которая позволит представителям компании подписывать электронную документацию. Доверенность может быть заменена распорядительных документом, например, приказом.

Читайте также:

Выбор Оператора электронного документооборота и заключение с ним договора

Выбор  достаточно большой, стороны могут выбрать более, чем одного Оператора, и заключить с каждым договор о сотрудничестве.

Каждый участник (покупатель и поставщик) должен заполнить заявление и подать его оператору. Как правило, Операторы предлагают готовые бланки заявления с полями для заполнения, остается их только оформить и подать по месту назначения. Заявление содержит основные сведения об экономическом субъекте, его реквизитах и выражает желание подключиться к электронному обмену счетами-фактурами через телекоммуникационные каналы связи.

После того, как будет подписан договор о подключении, Оператор представляет необходимые данные, на основании которых участник подготавливает свои технические средства к приему и передаче электронной документации. Оператору отводится срок в 3 дня с момента подачи заявления, в течение которого он должен передать данные для подключения.

Сведения о том, что стороны будут обмениваться электронными вариантами счетов-фактур подаются в налоговый орган, эта задача ложится на Оператора, покупателю и продавцу никаких действий предпринимать не нужно.

Порядок обмен электронной документацией

Подробная процедура обмена электронными счетами фактурами прописана в приказе №174н. Определяются действия каждой стороны при первичной подаче счета-фактуры, его исправления, подачи корректировочного документа.

Раньше при получении покупателем файла с электронным счетом-фактурой он должен был оформить извещение о свершении этого события. Новый приказ с апреля 2016 года отменил эту обязанность для покупателя. Извещение направляется только в том случае, если обе стороны согласовали этот момент и определили, что документ необходим.

Особенности порядка электронного обмена:

  • Каждый формируемый документ заверяется УКЭП;
  • Каждому участнику электронных отношений нужно проверять файлы при поступлении;
  • Вся оформляемая документация должна сохраняться в электронном виде;
  • Каждое действие должно подтверждаться оформление подтверждения Оператора;
  • На каждое подтверждение покупатель и продавец должны направить извещение о том, что они получили подтверждение;
  • Извещение о поступлении счета-фактуры покупателю оформляется по желанию сторон;
  • Каждый отдельный счет-фактура должен отправляться обособленно.

Исправление электронных счетов-фактур

Электронный документооборот позволяет быстро исправлять технические ошибки в счетах-фактурах. В зависимости от вида ошибки применяется либо исправленный, либо корректировочный документ.

Что такое исправленный счет-фактура.

Если ошибка техническая (опечатка, неправильный расчет), то документ исправляется, при этом покупатель направляет продавцу через Оператора уведомление о необходимости изменить счет-фактуру. Продавец формирует еще один такой же счет-фактуру, указывает номер и дату исправления и передает через Оператора покупателю готовый бланк.

Если ошибка связана с неверным указанием цены, количества, ставки НДС, самой суммы НДС в связи с излишками, недостачей при поставке, согласованном изменении цены, то следует оформлять корректировочный счет-фактуру – самостоятельный документ, который является дополнением основного документа. Направляется корректировочный документ через Оператора так же, как и обычный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2017 Buhs0.ru — Бухучет с нуля // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru